Почему многие так стремятся попасть на Святую гору Афон
1. Про Афон всем известно, что это не самая высокая (2033 м) живописная гора на полуострове в Греции, куда не ступала нога женщины, потому как это строго-настрого запрещено монахами. Что США не единожды пыталась прикупить благодатное место, дабы превратить в очередной центр туризма. Пусть даже и без пляжей, баров, игровых автоматов, ночных дискотек и казино, но просто "толерантно открытое для всех платежеспособных граждан". Но как бы ни соблазняли афонских монахов - тщетно! Святогорцы (так еще называют монахов, проживающих на Святой горе), оставались непреклонны. Полуостров, окруженный Эгейским морем, к святыням которого можно попасть либо на вертолете, либо по воде, либо долго карабкаясь в гору, не покупается и не сдается - какие бы трудные времена он ни переживал, а такого за более чем тысячелетнюю историю афонского монашества было множество. Попытки нарушить молитвенную уединенность предпринимают не только страны и корпорации, но и дерзкие одиночки: периодически в печати появляются сообщения о самонадеянных пловчихах, жаждущих, по-видимому, славы нарушительниц священных запретов и пытающихся добраться до Афона вплавь. Молва сообщает, что попытки заканчиваются для безумиц плачевно, причем по причинам сугубо естественного свойства: то сердце вдруг у спортсменки остановится, то отчаянную феминистку сожрут акулы... Вроде бы никакой мистики, но женские поползновения на святое пресекаются. Ну а уж для того, чтобы у легкомысленных дочерей Евы и мыслей подобных не возникало, за нарушение запрета греческое законодательство предусматривает уголовную ответственность - до года лишения свободы. Но почему же такая дискриминация по половому признаку?
2. Начнем с истоков. По преданию, в 44 г. по Рождеству Христову Мать Иисуса вместе с апостолом Иоанном отправилась на остров Кипр, но по дороге корабль попал в бурю - как раз рядом с Афоном. Когда судно с Богородицей пристало к берегу Афона, глазам путешественников открылось прекрасное, спокойное место, и только обломки рухнувших от бури языческих храмов и идолов нарушали его благолепие. Богородица, пораженная и божественной красотой места, и чудом разрушения мраморных языческих капищ с кумирами, молитвенно попросила у Сына взять это место себе в удел - то есть стать покровительницей Афона. Афон так и считают уделом Пресвятой Богородицы, землей, где смыкается земное и небесное. И в честь Богородицы там еще с древних времен возводят храмы, пишут иконы, возносят молитвы.
3. Считается, что первый крупный монастырь Афона был основан в 963 г. святым Афанасием Афонским - основоположником всего уклада монашеской жизни, принятого на Святой горе. Сейчас обитель святого Афанасия известна как Великая Лавра. А всего через полвека после ее основания появился и первый русский монастырь под названием "Ксилургу", иначе "Древодел" или "Богородица". "Богородица", потому что храм монастыря был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. А "Древодел" - оттого, что русские, в отличие от греков, строили свои храмы из дерева. Именно с этой обителью связан празднуемый в этом году юбилей 1000-летия первого письменного упоминания о русском монашестве на Афоне. В библиотеке Великой Лавры хранится документ, датированный 1016 г., под которым стоят подписи всех настоятелей монастырей Святой горы. Среди них такая: "Герасим монах, милостию Божией пресвитер и игумен обители Росов". Историкам больше ничего не ведомо про настоятеля монастыря Росов Герасима. Зато есть основания предполагать, что основанная, по-видимому, сразу после Крещения Руси обитель "Ксилургу" была местом, где принял монашеский постриг другой, более знаменитый монах - Антоний Печерский. Преподобный Антоний Печерский считается "отцом" русского монашества, именно он основал Свято-Успенский Киево-Печерский монастырь, ставший впоследствии главным центром монашества и просвещения в Киевской Руси. Именно Антоний Печерский и перенес традиции афонского монашества к нам.
В дни празднования 1000-летия русского монашества на Афоне патриарх Кирилл совершил молебен в древнем Успенском храме обители "Ксилургу", которая сейчас имеет статус скита, то есть уединенной небольшой монашеской обители, при Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре.
4. Уже через полтора столетия после основания русскими монастыря "Ксилургу" иноков стало так много, что в 1169 году русским монахам была передана более просторная обитель - монастырь во имя святого великомученика Пантелеимона, ныне известный как "Старый или Нагорный Русcик". Во второй половине XVIII века монастырь был перенесен на нынешнее место и получил неофициальное название "Прибрежный Русcик". Именно здесь, в Свято-Пантелеимоновом монастыре, 28 мая 2016 г. патриарх Кирилл в присутствии главы российского государства Владимира Путина и других официальных лиц совершит праздничный молебен всем Русским Святым, на Святой Горе просиявшим. Здесь же запланирована встреча патриарха и президента с настоятелем Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандритом Иеремией (Алехиным), которому в октябре 2015 г. исполнилось 100 лет.
5. И Афон, и русский монастырь на Святой горе неоднократно переживали и времена расцвета, и периоды упадка. Но, как сказал, приветствуя патриарха Кирилла, член Священного Кинота (органа управления монашеской республики Афон) иеромонах Иероним, представитель монастыря Симонопетра: "Духовная связь Святой Горы Афон с Россией глубока, и эта связь никогда не прерывалась. Эта духовная связь уходит своими истоками к первому начальнику общего жития на Святой Горе Афон преподобному Афанасию Афонскому, который с самого начала придал святогорскому монашеству подлинно вселенский характер, поскольку собрал вокруг себя не только греческих монахов, но "от всякого народа, языка, рода, града", не только тех, кто жил близко, но из дальних стран - из Рима, из Калабрии, Амальфи, Иверии, Армении, из более отдаленных стран.
Этот поистине вселенский характер святогорского монашества и его духовность с самого начала привлекали как мощный духовный магнит глубоко верующий русский народ, возлюбивший священный Афон. На протяжении веков эта связь постоянно укреплялась различными способами, начиная с преподобного Антония Киевского до святого наших дней Силуана Афонского. У нас общие святые и мученики, такие как великий Максим Грек, просветитель русского народа. Святогорские отцы переводили отеческие, богослужебные и иные книги. Постоянно из России на Афон притекали сонмы благочестивых паломников, которых влекла жажда соединиться с Богом посредством таинственной молитвенной жизни. Их привлекала любовь к Матери Божией. Все это сформировало нашу общую духовную традицию, которую не смогли поколебать различные исторические перипетии и неблагоприятные стечения обстоятельств".
6. Особую благодать Святой горы Афон отмечают все, кому удалось там побывать. Традиции Афона неизменны, сегодня, как и тысячелетие назад, афонские монастыри (а их 20) живут по законам и уставам, сложившимся в византийскую эпоху. Ну а существующие правила посещения Святой Горы основаны на Золотой булле византийского императора Константина Мономаха, лишь немного измененной. Согласно уставу для афонитов 1045 г., на территории Святой горы официально запрещено находится не только женщинам, но даже и домашним животным женского пола. Указ президента Греции от 1953 г. предусматривает тюремное заключение на срок от 2 до 12 месяцев для женщин, нарушивших запрет. Хотя нарушения всё-таки случались: на Святой Горе находили пристанище женщины-беженки во время турецкого владычества и во время гражданской войны в Греции 1946-1949 гг.. Сохранение запрета было одним из выдвинутых Грецией условий вступления в Евросоюз. Несмотря на это, различные органы ЕС периодически пытаются оспорить этот пункт. Правда, пока сделать это не удавалось: формально Афон находится в частном владении - вся территория горы разделена на двадцать частей между расположенными тут монастырями.
7. Афон - не просто территория с расположенными на ней старинными монастырями и древними святынями. Афон - это живое место живой молитвы, которая не прекращается, поэтому и строгое следование монастырскому уставу, и старания оградить Святую гору от всего суетного - не просто дань традиции. Это тысячелетний опыт взращивания святости. Прикоснуться к этой святости и стремятся православные паломники со всего мира - от простых людей до президентов.