«Призрак в доспехах» стал красивым, но неточным фильмом

«Призрак в доспехах» стал красивым, но неточным фильмом
  • 12.04.17
  • 0
  • 8341
  • фон:

Насколько близки мы будем с технологиями в будущем? Как они изменят нас? Насколько близким будет это «близко»? «Призрак в доспехах» представляет собой футуристический, хай-тек, но при этом мрачный японский мегаполис, населенный людьми, роботами и технологически развитыми человеческими киборгами. Помимо сверхчеловеческой силы, стойкости и рентгеновского зрения, обеспечиваемых улучшением тела, одним из самых преобразующих аспектов нашего мира также считается идея дополнения мозга. То есть, когда мы будем киборгами, у нас будет два мозга, а не один. Наш биологический мозг — «призрак» в «доспехе» — будет взаимодействовать через нейронные имплантаты с мощными встроенными компьютерами, которые дадут нам молниеносные реакции и повышенные возможности к рассуждению, обучению и памяти.

Когда создатель «Призрака в доспехах» рисовал эту мангу в 1989 году, он предвидел, что нейрокомпьютерные интерфейсы превзойдут фундаментальное ограничение человеческого существования: освободит наш мозг от ловушки в виде нашей головы. В трансгуманистском будущем Масамунэ Сиро наши сознания будут плавать свободно, подключаясь к удаленным устройствам и датчикам через облако, транслируя мысли и изображения в наши запутанные мозги и даже глубоко погружаясь в чужое сознание, чтобы понять и разделить его опыт.

Истории Сиро также показали нам некоторые опасности этого гигантского технологического скачка. В мире, где знание — сила, эти нейрокомпьютерные интерфейсы создадут новые инструменты для правительственного контроля и наблюдения, а также новые виды преступности, такие как «взлом разума» — дистанционный контроль чужих мыслей и действий. Тем не менее в повествовании Сиро была и духовная сторона: состояние киборга может быть следующим шагом в нашей эволюции, а расширение перспективы и слияние индивидуальности с сетью сознания может стать путем к просветлению.

Потерянное при переводе

Классический анимационный фильм «Призрак в доспехах» — пересказанная режиссером Мамору Осии версия оригинальной манги, недавно была интерпретирована еще раз — со Скарлетт Йоханссон в роли Майора, киборга, работающего на Секцию 9, правительственную организацию, которая борется с коррупцией и терроризмом. Снятый Рупертом Сандерсом новый фильм визуально поражает, и сюжетная линия с любовью воссоздает лучшие сцены оригинального аниме.

Печально, однако, что фильм Сандерса уходит от главного вопроса: как эта технология может изменить состояние человека? В его фильме культурный герой становится американским героем, когда действия определяют личность, хотя на самом деле он был практически полной противоположностью.

Майор борется за своих хозяев с нарастающей неохотой, ставит под сомнение приказы, ее тянет к бегству и созерцанию. Это герой уже не дела, а кто-то, кто пытается собрать воедино фрагменты человека внутри киборга. В аниме 1995 года прямым текстом говорилось, что мы личности только благодаря воспоминаниям. И хотя новый фильм следует практически той же истории, он отказывается повторять эту идею. Голос Майора говорит нам, что «мы цепляемся за воспоминания, будто они определяют нас, но нас определяет то, что мы делаем». Здесь утрачивается дух оригинальной истории.

Новый фильм также отказывается от другой важной идеи Сиро — что разум человека, даже человеческого вида, по сути является информацией. В то время как в аниме 1995 года обсуждалась возможность покинуть физическое тело — доспех — и вывести сознание на новую плоскость, чтобы стать «частью всех вещей», в ремейке об этом говорится вскользь.

Открытые жизни

В реальном мире понятие связанных сознаний уже маячит перед нами. Сенсорные экраны, клавиатуры, камеры, мобильные устройства, облака: мы становимся все больше и больше напрямую и одномоментно втянутыми в широкий круг людей, при этом открывая свою личную жизнь для наблюдения и потенциальной манипуляции правительствами, рекламщиками или еще кого похуже.

Нейрокомпьютерные интерфейсы тоже грядут. Уже существуют имплантаты мозга, которые могут смягчить некоторые симптомы заболеваний мозга, от болезни Паркинсона до депрессии. Другие разрабатываются для преодоления сенсорных нарушений, таких как слепота, или для контроля парализованной конечности. С другой стороны, дистанционное управление поведением с помощью имплантированных стимуляторов уже было продемонстрировано на примере некоторых животных, и однажды может быть применено к людям.

Остается также возможность добровольного объединения наших умов. Устройства вроде Emotiv представляют собой простые носимые устройства на основе электроэнцефалографа (ЭЭГ), которые могут обнаруживать некоторые электрические сигналы, излучаемые нашим мозгом, и являются достаточно разумными, чтобы интерпретировать эти сигналы и превратить их в полезный вывод. Например, Emotiv, подключенный к компьютеру, позволяет играть в видеоигры за счет одной только силы мысли.

Слияние технических систем с человеческим мозгом с учетом современных технологий невозможно, но это вполне может измениться в предстоящие десятилетия. Вы бы стали пользоваться электронным имплантатом, который мог бы значительно улучшить вашу память и интеллект?

Источник